Ковров в 19 веке

М. Никольский «Письма из Коврова #4»

В трех верстах от Коврова, за линией железной дороги, в лесу, принадлежащем городу, есть часовня, составляющая предмет чествования горожан и подгородных жителей. Место, где стоит часовня, называется ПРУДКА (Прудка находилась в районе нынешней Центральной районной больницы, школы № 3 и строений ЗиДа вплоть до клуба им. Дегтярева.). Пруда, от которого могло получить это место свое название, поблизости нет. Во время чашею пребывания в Коврове речь о Прудке особенно была возбуждена тем, что 16-го августа городское общество надеется устроить крестный ход в означенное место и совершать такую процессию ежегодно, в память избавления города от холеры, свирепствовавшей в 1860 г. во Владимирской губернии повсеместно. Поэтому мы не преминули сходить на Прудку. Глухая, извилистая дорожка привела нас к деревянной часовне, близ которой виднелись остатки часовни каменной. В часовне мы нашли колодезь, из которого в это время извозчик черпал воду ведром и поил лошадей. Колодезь огорожен с одной стороны досками, с другой решетчатыми стенками и покрыт тесовою крашеною кровлею, на которой водружен деревянный крест. Проходившие мимо мутники снимали шапки и творили крестное знамение. В самой часовне оказалось множество икон старых, с поврежденным от времени писанием, которые были принесены сюда. Внутри часовни была кружка, кем-то поврежденная. Мальчишки, собиравшие в лесу грибы, заходили при мне в часовню посмотреть, не положил ли кто в разломанную кружку от трудов праведных. Вот и все, что удалось нам видеть на Прудке!
Продолжая путь по лесной дороге, мы вышли на поле, где жали рожь. Кстати заметить, что урожаи ржи на правом берегу Клязьмы на песчаной почве плохи. В намерении услышать от крестьян что-нибудь о часовне, мы подошли к рабочим. Разговор завязался очень скоро после того, как мы попросили напиться. 
«Не угодно ли, сударь, вот вода из святого колодца», сказала женщина, подавая бурачок.
«Разве этот колодец святой, — возразили мы, — вот, что тут, в лесу?»
«Святой, батюшка, и исцеление многие получают от воды. Вот прошедшей весной женщина окачивалась и получила облегчение от лихорадки…»
«Как же, родная, мужики-то лошадей поят из святого колодца?» — сказали мы.
«Знать дальние какие, не знают».
Затем начался рассказ о том, как мужичок, страдавший многие годы ногами, исцелился от своей болезни действием воды. Была речь и о других чудесных исцелениях. При этом рассказывали нам и историю часовни. Эту историю, с прибавлением сведений, собранных в городе, можно передать в следующих немногих словах. В давнее время стояла на Прудке каменная часовня, неизвестно кем построенная. В часовне явилась икона Знамения Божией Матери (В 1889 г. в честь этой иконы на Прудке была учреждена Знаменская женская община, просуществовавшая до 1920 г.). Вследствие чудесных исцелений, о которых распространился слух по окрестности, икона взята была, тоже в давние времена, в соборную городскую церковь, где и по сие время находится, а подле часовни выкопали колодезь, в котором, по перенесении иконы, осталась целебная сила. Между тем, время от времени, опять-таки давно, совершались на колодезь крестные ходы из города, которые в последнее время оставлены. После холеры, от которой избавились жители Коврова, кому-то пришла в голову мысль возобновить крестные ходы на Прудку и совершать их ежегодно 16 августа. Скоро эта мысль сделалась, будто бы, общим желанием жителей Коврова.
Так как настоящие священники не согласились на просьбу граждан о возобновлении ходов, потому что, кроме дальнего расстояния, Прудка сделалась местом народного гульбища со всеми его безобразиями, то городское общество просило разрешения у высшего начальства, какового разрешения теперь ожидают граждане. Нисколько не мешая проявлению религиозного чувств граждан, мы позволим себе сделать несколько замечаний о Прудке:
1. Место это не соответствует задуманному духовному торжеству;
2. Крестный ход на Прудку может быть заменен таковым же ходом вокруг города, что и предполагали священнослужители горожанам;
3. Инициатива подобных учреждений иногда принадлежит не всему обществу, но одному какому-нибудь лицу, которое на истинно доброе дело не даст ни гроша, а на исполнение упомянутого предприятия тратит время и деньги, чтобы сказать после: «ведь это мы устроили!» Гораздо лучше, если бы общество из усердия к церкви обратило внимание на улучшение церковного пения, которое в Коврове далеко не удовлетворительно, по крайней мере, хуже, чем в других городах Владимирской губернии. Но о церковном пении в Коврове мы намерены поговорить в особой, заключительной статье, которую отлагаем до следующего письма.
/Московские ведомости. 25 августа 1862 г. № 187./

Показать еще

Related Articles

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Close