Важные новостиКовров в 19 веке

Набережная Клязьмы: как это было

Началась подготовительная работа по устройству в Коврове набережной вдоль реки Клязьмы, ведутся дискуссии о тот, какое место для нее выбрать, прошел даже конкурс проектов. Вот после подведения итогов этого конкурса, членом жюри которого я являюсь, и зародилась мысль написать о набережной в Коврове.

Набережной в Коврове не было никогда

Вывод сделаем сразу и будем его обосновывать – набережной Клязьмы в прямом понимании этого слова, т.е. архитектурно оформленной, с прогулочной зоной, дорожками, скамейками, в Коврове никогда не существовало.

Это хорошо видно на старых фотографиях, точнее почтовых открытках с видами Коврова начала ХХ века. Неслучайно, знаменитые путешественники по Клязьме владимирские писатели Сергей Никитин (родился в г. Коврове в 1926 году, в 2018 году на пересечении проспекта Ленина и ул. Чернышевского был открыт сквер в честь писателя и установлен бюст) и Сергей Ларин в книге «Меж лесных берегов» от имени своего героя-журналиста написали:

«В Ковровском горисполкоме мне показали макет будущего города. И хотя, как всегда, от макета до воплощения его на местности довольно далеко, мне очень пришлась по душе идея ковровских архитекторов развернуть новый город лицом к реке. Сейчас он стоит к ней, как сказали в деревне, задами, а в будущем «во все глаза» будет любоваться Клязьмой, которая вполне этого заслуживает».

 

Правая часть набережной

Итак, обратимся к старым фотографиям. На них город Ковров, расположившийся вдоль Клязьмы, снят с различных ракурсов, и, если их сложить, то можно получить полное представление о набережной в дореволюционном Коврове. Она располагалась с двух сторон от моста через Клязьму, который находился в районе современной улицы Суворова, почему первое название этой улицы – Мостовая. Первоначально была освоена правая сторона набережной линии (если смотреть на Ковров со стороны реки). С нее и начнем. Эта часть набережной хорошо видна на почтовой открытке с названием «Мост через Клязьму» (фото № 1). На противоположном берегу – панорама Заречной слободки. Как видим благоустройство отсутствует, только слева от моста устроены плотомойки для удобства жителей.

Затем наезженная дорога шла по берегу, как и сейчас, вдоль современной улицы Набережной, поднимаясь вверх по косогору в районе сегодняшнего моста через реку и величественного Спасо-Преображенского собора, что запечатлено на следующей почтовой открытке «Ковров из-за реки» (фото № 2).

Далее она шла между рядами торговых бревенчатых амбаров на высоких, сложенных из бутового камня фундаментах. Причем амбары, как видно на снимке, повторяли рельеф уклона к реке: с лицевой стороны они смотрелись одноэтажными, а к реке открывались двумя этажами. К примеру, также построено здание бывшей земской управы, которое сейчас занимает Ковровский историко-мемориальный музей.

 

Вереница амбаров

В июне 1845 года городская дума приняла решение о строительстве складских амбаров на берегу реки. Вот что об этом говорится в рапорте городского головы И.Г.Дунаева владимирскому губернатору: «По Набережной реки Клязьмы дозволить по обеим сторонам дороги произвести постройку магазинов для складки разного рода товара и торговли оным, имеющим на то право, каковое место в случае расположения оного на судоходной пристани, может приносить городу значительную пользу».

В центре снимка – широкая лестница, сложенная из шлифованного бутового камня, которая ведет вверх к Присутственным местам (здание едва просматривается сквозь деревья городского бульвара) и Спасо-Преображенскому собору. В современном городе – это въезд с моста через Клязьму на улицу Федорова.

Линия амбаров продолжалась вплоть до зданий каменных торговых рядов как старых, так и новых. Объясним читателю, что значит старые и новые торговые ряды. Старый одноэтажный каменный гостиный двор был построен на берегу Клязьмы в 1804 году и дошел до нас «благодаря» последующим перестройкам в крайне неузнаваемом виде (сегодня его адрес: ул. Першутова, д. 29а). В советское время с 1957 года здесь располагался Ковровский молокозавод. Новыми в старом Коврове называли торговые ряды, окончательная постройка которых была завершена в 1892-1893 гг. Сегодня это отреставрированное здание бизнес-инкубатора.

Кстати, это хорошо видно на следующем снимке «Ковров. Вид из-за Клязьмы» (фото № 3). Он сделан прямо с противоположного берега реки, и на нем хорошо просматривается своеобразная улица из амбаров с двух сторон и то, что сам берег Клязьмы был совершенно не благоустроен, зарос травой и кустарником. Видим мы на этом снимке и широкую наезженную дорогу, которая вела вверх по бывшей улице Спасо-Преображенской, современной Советской. Сегодня здесь проезда нет, а есть своеобразная смотровая площадка, правда, заброшенная и замусоренная, с которой открывается великолепный вид на заклязьминские дали.

 

Белокаменная лестница к собору

Отвлекаясь от Набережной, посмотрим на красиво расположенный на высоком холме Спасо-Преображенский собор. На фото хорошо видны отсутствующие сейчас белокаменные лестницы, спускающиеся вниз с косогора. Одну из них мы видели на предыдущем снимке, с севера от храма. От южного предела собора также была сооружена лестница, а еще высокое крыльцо с двумя лестницами было пристроено к центральному входу в храм, как и полагается с западной стороны. Сегодня этот вход отсутствует.

Ракурс следующей фотографии «Ковров. Вид из поймы» (фото № 4) позволяет увидеть улицу Кузнечную, назначенную к застройке в 1845 году, но освоенную жителями только в самом конце XIX века, и еще раз убедиться в том, что сам берег реки оставался в своем «первозданном» виде, без какого-либо благоустройства.

 

Левая часть набережной

Теперь обратимся к левой стороне набережной линии в Коврове. Она начала застраиваться только с конца 1880-х годов, когда купец И.А. Треумов в 1883 году приобрел уже имевшуюся на берегу Клязьмы ткацкую фабрику и стал быстрыми темпами развивать не только само производство, но и создавать, выражаясь современными терминами, социальную инфраструктуру. Строить дома для рабочих, начальное училище для их детей, баню. Таким образом, возникла улица, которая повернулась к реке лицом, получившая официальное название Набережная и сохранившая его до сих пор.

На фото № 5 «Ковров. Фабрика Н-ков Треумова» мы видим часть Набережной вместе с корпусами самой фабрики и совершенно «дикий» берег реки. Пожалуй, самым красивым строением здесь можно считать здание фабричной начальной школы, которое наследники И.А. Треумова построили для фабричных детей в 1905 году (см. фото № 6). В 1913 году, к примеру, в треумовской школе, как ее называли в городе, обучалось 144 мальчика и 121 девочка. Здание сохранилось, правда, дошло до нас в очень упрощенном виде. Сегодня в нем работает муниципальная Детско-юношеская спортивная школа.

 

Лодочная станция

Советский период истории Коврова мало, что изменил в судьбе набережной, она также оставалась без специального благоустройства, что хорошо видно на фотографии с деревянного моста, открытого в 1948 году. Снимок сделан на рубеже 1950-1960-х гг. известным в то время ковровским фотографом В. Догадиным и называется «Ледоход на Клязьме» (фото № 7). Но обратим внимание на строение рядом с мостом, одноэтажное, с открытой верандой по всей длине фасада. Это здание водной станции в Коврове.

В 1931 году команда легкоатлетов Ковровского инструментального завода (завод имени В.А. Дегтярева) заняла первое место в проходивших в г.Иваново соревнованиях и получила в награду 25 лодок, что и дало толчок для постройки водной станции в городе – ее торжественно открыли в 1932 году. С тех пор вплоть до конца 1960-х гг. в городе в первых числах июня проходил большой праздник – открытие сезона на лодочной (водной) станции. Как это было, например, 1 июня 1957 года написала городская газета «Рабочий клич»: «В субботу 1 июня состоялось открытие лодочной станции добровольного спортивного общества «Металлист». Пасмурная, дождливая погода не нарушила этого торжества. В первый же день лодочную станцию посетило более 20 ковровчан, которые, катаясь на лодках, любовались живописными берегами Клязьмы, окраинами города. Лодочный парк значительно увеличился по сравнению с прошлогодним сезоном. Сейчас станция насчитывает 30 трехместных лодок и 16 ялов. Лодочная станция работает ежедневно до 23 часов, кроме вторника. При станции имеется буфет». Несмотря на отсутствие благоустроенной набережной, она была местом проведения горожанами своего досуга.

Клязьма – транспортная артерия

И не только досуга. Современному жителю Коврова трудно представить, что еще в начале 1970-х годов важной транспортной артерией для города оставалась река Клязьма. И каждый год все та же городская газета «Рабочий клич», позднее – «Знамя труда», печатала заметку под названием «Речники готовятся к навигации». Например, в 1960 году в ней было написано следующее: «Большие заботы принесла с собой весна речникам. В затоне Клязьмы «Старка», где зимовал местный флот, заканчиваются работы по подготовке судов к навигационному периоду. В этом году на линии «Ковров – 8 Февраля (пристань при впадении в Клязьму реки Тезы) появится новый комфортабельный пассажирский катер на 62 места, который изготовлен для нас енисейскими судостроителями». А по маршруту Ковров – Горький курсировал пассажирский теплоход ВТУ-317 Московского речного пароходства, на борту которого могло разместиться 170 пассажиров. К их услугам были все удобства – каюты с мягкими и жесткими местами, буфет-ресторан с салоном, радиоузел».

Кроме того, ходили речные трамваи «Зарница». Они возили людей из деревень в город. Трамвай останавливался, где скажешь, на любом берегу и пляже. Сельские дороги не отличались качеством, поэтому деревенские с удовольствием пользовались речным транспортом. Пристань «Ковров» была не только пассажирской, но и грузовой – щебень и бутовый камень, добытый в Мелеховских карьерах, по реке направлялся во Владимир и в Горьковскую область. В Ковров по Клязьме на фабрику им. Н.С. Абельмана доставлялся хлопок, а из района деревни Суханихи привозили дуб для местной мебельной фабрики. Но при этом, заметим, сама Набережная оставалась не благоустроенной.

Сегодня и это движение на Клязьме прекратилось, и район ее набережной окончательно превратился в заброшенное городское захолустье.

И, наверное, несмотря на то, что исторически Набережной в Коврове никогда не было, настало время вернуться к мечте владимирских писателей нашего земляка Сергея Никитина и Сергея Ларина повернуть город лицом к красавице Клязьме.

Ольга Монякова

Ковровская Неделя  №78 от 12 октября

 

Показать еще

Related Articles

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker